Первым дагерротипным заведением в России, в частности в Москве, считается "Художественный кабинет Алексея Грекова", открытый в 1840г для всех желающих получить портрет "величиной с табакерку". Несмотря на такой маленький размер, портрет оказался самым популярным жанром в первые годы существования фотографии. В России пионерами портретного жанра и вместе с тем зачинателями отечественного фотоискусства были А. И. Деньер (1820-1892), В.А. Каррик (1827-1878), С. Л. Левицкий (1819-1898), А. О. Карелин (1837-1906). Мировое общественное признание фотографии среди искусств завоевали первые фотографы-портретисты. Первую в мире золотую медаль за труд фотографа на международной выставке в Париже в 1851г. получил С.Л.Левицкий, а в 1876г. в Эдинбурге среди шести тысяч присланных на конкурс работ единственным автором, удостоенным золотой медали, был А.О.Карелин. Первых фотографов отличал новаторский дух и осознанное отношение к человеку. При ограниченных возможностях техники в их работах удивляют пластичность рисунка, смелая композиция, живое выражение лиц. И хотя их авторство во многих изданиях не указывается, именно благодаря их труду мы хорошо представляем себе сегодня лица и характеры Гоголя, Некрасова, Тургенева, Тютчева, Л.Толстого, Глинки, Репина, Менделеева и многих других именитых людей XIX века. Основоположник отечественного фоторепортажа Максим Петрович Дмитриев (1858-1948) учился фотографии у Карелина. Девять лет Дмитриева работал над осуществлением смелого для своего времени проекта: он отснял виды поселений, пейзажи и все типы жителей, населявших Волгу по обоим берегам. Его коллекция содержала несколько тысяч негативов, которые, увы, в советское время не сохранились. По результатам своих путешествий Дмитриев выпустил несколько печатных изданий публицистического характера - "Художественный альбом Нижнего Поволжья", "Художественный альбом Нижегородского Поволжья", "Неурожайный 1891-1892гг". Дмитриев одинаково успешно работал во всех жанрах - ему принадлежат замечательные портреты Горького, Шаляпина, Менделеева и многих других его современников. По репортажному динамичны, выразительны его снимки, отражающие жизнь Нижнего Новгорода. Они содержат столь много информации, что их можно "читать", образно осмысливая видимое происходящее. Интерес к фотографии распространялся очень быстро и к 1882 г в России, по данным Пятого фотографического отдела Русского технического общества, числилось уже 800 различных фотографических заведений. Увлекались фотографией и члены императорской семьи - в государственных музеях и архивах, помимо снимков придворных фотографов - Боассан, Эглер, Жуков - хранятся фотографии, выполненные членами императорской семьи и самим императором Николаем II. " Мы в России не стоим на месте, а идем вперед довольно крупными шагами:" - так оценивал в 1906-1907гг успехи цветной фотографии в России, сравнивая их с зарубежными, Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) - автор оригинального метода получения цветной фотографии в то время, когда она только зарождалась. Прокудин-Горский начинал фотографировать как ученый-исследователь, применяя фотографию в прикладных целях для получения изображения в натуральных цветах. Сегодня, спустя сто лет в результате большой и многолетней работы по восстановлению негативов с помощью современных цифровых технологий, проделанной сотрудниками Библиотеки Конгресса США, где хранятся негативы Прокудина-Горского, мы имеем счастливую возможность видеть его уникальную коллекцию "Достопримечательности России в натуральных цветах, 1905-1916" и, наконец, узнали автора хорошо известного, но безымянного до этой поры, единственного цветного портрета Л.Н.Толстого. Мастера хроникального жанра - Карл Карлович Булла (1853-1929), Петр Адольфович Оцуп (1883-1963), Яков Владимирович Штейнберг (1888-1942) - оставили нам фотокадры исторических событий начала ХХ века - Первую мировую войну и революцию - 1917 года. Карл Булла называл себя "старейшим фотографом-иллюстратором". Он работал фотокорреспондентом газеты "Новое время" и, бывая на местах событий, "иллюстрировал", по его собственному выражению, конгрессы и балы, знатных персон и солдат русско-японской войны. Петр Оцуп известен более всего как автор создания галереи портретов Ленина, хотя у него выполнены замечательные портреты А.П.Чехова, И.Е.Репина, Ф.И.Шаляпина и др. деятелей искусства. Хроникальная (документальная) фотография становилась частью информации и пропаганды. В печати широко использовались фотографии с изображением революционных солдат и матросов, "Лениниана", трудовые будни советского государства. Появилось понятие и выражение "история пишется объективом". Воспитывалось новое поколение фоторепортеров. Смелые, увлеченные они создавали фотолетопись героического времени и героического народа: Евзерихин Э.Н. (1911-1984), Альперт М.В. (1899-1980), Зельма Г.А. (1906-1984), Рюмкин Я. И (1913-1986), Халип Я. Н. (1908-1980), Скурихин А.В. (1900-1990), Петров Н.М (1892-1959), Грановский Н.С. (1910-1984), Шагин И.М (1904-1982), Шишкин А.В (1899-1985), Озерский М.А (1898-1968). Наряду с документальной фотографией развивалось и другое направление - пикториальное, пропагандистом которого в отечественном фотоискусстве был Николай Александрович Петров (1876-1940) - основатель общества "Дагерр" в Киеве, главный редактор журнала "Вестник фотографии" в 1911-1915 гг. Фотографы пикториального направления считали, что снимок должен, прежде всего, отражать настроение и для этого они использовали различные способы, позволявшие им сделать свои снимки похожими на картины. Расплывчатый силуэт, размытость линий и полутонов, светотеневые пятна и прочие эффекты придавали внешнюю привлекательность изображению и создавали впечатление карандашного рисунка или акварели. Среди фотографов этого направления популярны были: Лобовиков С.А.(1870-1941) , Сахаров М. А. (1871-1961), Свищев-Паола Н. И. (1874-1964), Еремин Ю.П. (1881-1948), Андреев Н.П.(1882-1947) , Гринберг А.Д.(1885-1979), Трапани А.И. (1881-после 1930), Улитин В.И (1888-1976), Наппельбаум М.С (1869-1958), Штеренберг А.П.(1894-1979), Иванов-Аллилуев С.К (1891-1979). Расширение изобразительных возможностей утверждало позиции фотографии в системе изобразительных искусств и в свою очередь вело к новым техническим усовершенствованиям. Новатором нового поколения был Александр Михайлович Родченко (1891-1956). Его принципы "найти и увидеть в обыкновенном необыкновенное" отвечали духу времени и определили целое направление в отечественной фотографии. Родченко стал фотографом, впервые взяв в руки "лейку" и первым показал "истинную природу" фотографии - ее конкретность, динамичность, многоплановость. Для фотографов, начинавших работать в условиях строительства социализма, основная задача была, по выражению Родченко, снимать "жизнь молодой советской республики, текущую, строящуюся повсюду, рядом:показывать ее под самыми различными ракурсами" и он сам показывал эту жизнь необычайно смелыми ракурсами и со всех точек зрения. Созданный по инициативе Горького в 1930г. журнал "СССР на стройке" - в журнале работал и Родченко - объединил для этой работы молодых фотографов, которые в последующие десятилетия составили золотой фонд отечественной фотографии: Петрусов Г. Г. (1903-1971), Альперт М.В., Кудояров Б. П. (1898-1974), Скурихин А.В. (1900- 1990), Дебабов Д. Г. (1901-1949), Игнатович Б.В. (1899-1976), Шагин И. М., Марков-Гринберг М. (1907-), Зельма Г.А., Фридлянд С. О. (1905-1964), Шайхет А.С. (1898-1959). Их произведения вошли в сокровищницу мирового фотоискусства. Две темы: героический созидательный труд и герой труда - человек - умный, энергичный, красивый, счастливый - показаны в смелых ракурсах, крупно, разнопланово, динамично, а инсценировки подкупают своей наивностью. На долю этого поколения выпала нелегкая работа в качестве фронтовых фотокорреспондентов во время Великой Отечественной войны. "Антология советской фотографии 1941-1945" (Издательство "Планета", 1987 г., составители Л.Ухтомская, А.Фомин) представляет более 50 самых ярких имен: Халдей, Бальтерманц, Альперт, Савин, Халип, Кудояров, Тарасевич, Зельма, Липскеров, Евзерихин, Трахтенберг, Санько, Ландер, Редькин, Трахман. Диамент, Межуев, Лоскутов, Анатолий Морозов. Темин, Грачев, Петрусов, Гурарий, Гаранин, Савин: Во второй половине ХХ века фоторепортаж по сравнению с другими фотографическими жанрами пользуется наибольшим спросом и, как жанр, делится на самостоятельные направления - по видам человеческой деятельности - политический, спортивный, космический, повседневная жизнь, экстремальные события и др. Многогранность происходящего и особенности съемок "привязывали" фотографа, иногда на целую жизнь, к одному направлению.