В Академии Классической Фотографии, на Тверском б-ре 13, г. Дэвид Грувер, возглавлявший присутствующую там, группу сотрудников компании Hasselblad, сделал обзор четвёртого поколения модельного ряда автофокусных среднеформатных цифровых камер Hasselblad H3DII. Часть этих камер уже состоялась, так что разговор шел в основном вокруг ожидаемых диковинных новинок.
рис 1. Читатель наверняка уже наслышан о первых камерах модельного ряда H3DII
Что интересного удалось узнать?
Во-первых, что структура компании Hasselblad, подверженная общей тенденции глобализации, непрерывно пульсирует. На сегодняшний день она включает в свой состав: основные мощности в Гётеборге, Швеция и в Копенгагене, Дания. В качестве постоянного партнёра по комплектации оптикой (первое совместное детище - узкоплёночная панорамная дальномерка 24х65 мм Hasselblad Xpan, 1997г) выступает японская Fuji Photo Film. Это сотрудничество подтверждено тремя надписями на тыловой части Hasselblad H3DII- 50: «made in Sweden», «made in Denmark» и «made in Japan». Слухи о передаче производства в Поднебесную, сильно преувеличены. Всё железо, включая затвор, по-прежнему делается в Гётеборге, электронику и цифровые беки, обеспечивает датский IMACON. Помимо этого, в качестве партнёра, комплектующего линейку Hasselblad H3DII цифровыми матрицами, по-прежнему выступает Kodak. Однако г. Дэвид Грувер заметил, что на 60-ти мегапиксельной версии H3DII-60, которая появится в сентябре 2009г. будет использоваться матрица другого производителя.
рис 2. Hasselblad H3DII-50
Читатель наверняка уже наслышан о первых камерах этого модельного ряда H3DII-22, H3DII-31 и H3DII-39 (H3DII-39 MS) (рис. 1). Они присутствуют на рынке с конца 2007г. Сегодня к ним прибавилась модификация Hasselblad H3DII-50 (рис. 2), (H3DII-50 MS), а «завтра» ожидается H3DII-60.
Объединяет все модели линейки H3DII новая конструктивная концепция. В отличие от своих классических и цифровых автофокусных предков Hasselblad H1/Н2, и, несмотря на внешнее сходство с ними (рис. 3), последняя линейка носит характер конструктивного монолита. Съёмными и готовыми к замене остались лишь оптический видоискатель и объективы. Цифровой задник перестал быть съёмным взаимозаменяемым беком, теперь он неотъемлемая часть аппарата. Т. е. снять то его можно, и должно, для чистки матрицы (категорически в условиях авторизованного сервиса), а вот заменить другим – нельзя. Сделано это не от хорошей жизни. Каждый экземпляр аппарата, вместе с конкретным цифровым задником проходит процедуру индивидуальной фокусировочной юстировки, да такой жёсткой, что замена бека после этой операции считается недопустимой. Единственное возможное upgrade, которое на сегодняшний день допускает компания, это превращение H3DII-50 в H3DII-60. Опять же, делать это можно будет лишь строго в условиях авторизованного сервиса. Если же Вам, владельцу, скажем, Hasselblad H3DII-31 захочется использовать матрицу высокого разрешения 39, 50 или 60 Мп, необходимо будет старую камеру продать и заменить её новой.
рис 3. Один из автофокусных предков Hasselblad Н2
Пожалуй, это только один досадный минус нового шедевра, помимо цены. Нарушился основной принцип системности, декларированный ещё Виктором Хассельбладом: - «…благодаря широкому выбору моделей камер и сменных принадлежностей, Вы можете легко собрать именно ту систему, которая наилучшим образом отвечает вашим требованиям и стилю работы. При комплектации фотокамеры система Hasselblad никогда не поставит Вас в тупик». Пророчество В. Хассельблада не оправдалось
рис. 4. ImageBank II - портативный накопитель на базе винчестера емкостью 100 ГБ
Чтобы было ясно, о чём идёт речь, напомню некоторые параметры автофокусной камеры Hasselblad H2 (рис. 3). Она в свою очередь была серьёзной модификацией Hasselblad H1, и так же, как H1 поддерживала обе платформы – классическую и цифровую. В классическом варианте H2 работает с универсальными для линейки Hasselblad H фильмовыми задниками HM 16-32 (на 16, или 32 кадра), оснащёнными вкладкой для плёнок типов 120 и 220, устройством впечатывания нужной информации и дисплеем. В то же время сочетание Hasselblad H2 с цифровыми задниками CF-22 (MS) или CF-39– была очень мощная цифровая комбинация.
H3DII интеграции с плёнкой не допускает. Жаль!
рис 5. Если дисплей модели H3D имел 2,2 дюйма по диагонали, то версии H3DII используют большой и яркий 3-х дюймовый экран
рис. 6. Так работает система Multi-Shot
Кратко напомню характеристики, общие для всех позиций линейки H3DII, делая акцент на индивидуальных особенностях каждого аппарата:
Тип камеры H3DII: цифровая автофокусная зеркальная, с большим сенсором:
H3DII-22 22 млн. пикс. (4080 x 5440 пикселей), размер матрицы 36.7x49.0 мм
H3DII-31 31 млн. пикс. (4872 x 6496 пикселей), размер матрицы 33.1x44.2 мм
H3DII-39 39 млн. пикс. (5412 x 7212 пикселей), размер матрицы 36.7x49.0 мм
H3DII-50 50 млн. пикс. (6132 x 8176 пикселей), размер матрицы 36.7x49.0 мм
H3DII-60 60 млн. пикс, размер матрицы 36.7x49.0 мм
Режим съемки: или однокадровый, или Multi-Shot для аппаратов с аббревиатурой MS в названии.
Чувствительность:
H3DII-22 ISO 50-400
H3DII-31 ISO 100-800
H3DII-39 ISO 50-400
H3DII-50 ISO 50-400 (800)
H3DII-60 ???
рис 7. PHOCUS взял на себя функции дистанционного управления камерой и GPS - поддержку, при использовании соответствующей приставки.
С помощью Google Earth Вы сможете получить не только координаты конкретного места съёмки, но и его спутниковое фото.
Форматы сохраняемого изображения (при глубине цвета 8, 16 бит): Hasselblad RAW 3FR, сжатие без потерь; TIFF и JPEG.
На H3DII-50 при максимальном разрешении TIFF (16 бит) размер файла составляет примерно 300Мгб.
Носители информации: карта памяти CF 2Гб, ImageBank II (рис. 04) (портативный накопитель на базе винчестера емкостью 100 ГБ) или подключение к компьютеру PC или МАС. Если дисплей модели H3D имел 2,2 дюйма по диагонали, то версии H3DII используют большой и яркий 3-х дюймовый экран (рис. 5).
Скорость съемки: 1.2, 1.4 кадр/сек, для H3DII-50 – 1,1кадр/сек.
Программное обеспечение: Flexcolor, или новейшая разработка Phocus для МАС и PC (о Фокусе мы расскажем ниже).
Поддерживаемые платформы: MАС, OSX, NT, 2000, ХР.
Интерфейс: FireWire 800
Объективы: Линейка Hasselblad НС и HCD, со встроенным центральным затвором. Диапазон выдержек: 1/800 — 32 сек. Синхронизация со вспышкой: на любой выдержке.
Замер экспозиции: TTL точечный (EV 2 — EV 21), центровзвешенный (EV 1 — EV 21), усредненный (EV I — EV 21)
Источник питания: литий-ионная аккумуляторная батарея (7.2В/1850 мАч). Сменная рукоятка для установки 3-х литиевых батарей CR-123
Вспышка: имеется маломощная встроенная в корпус пентапризменного видоискателя. Хороша при использовании на пленере, как заполняющая. Внешняя вспышка, как обычно присоединяется к «горячему башмаку».
Габариты (с объективом 80/2,8): около 153x131x213 мм (ШхВхГ)
Вес: около 2175г.
рис. 8. Первые цифровые съёмные бэки Hasselblad Ixpress для Н1
В тесной связке с оптическим разрешением любой цифрокамеры идут её две непременные характеристики:
- глубина цвета (разрядность АЦП), которая определяет качество цветопередачи. Это термин компьютерной графики, означающий количество бит, используемых для представления цвета при кодировании одного пикселя растровой графики; - динамический диапазон.
Если о глубине цвета мы, как правило, информированы, то о динамическом диапазоне камеры или матрицы (что не одно и тоже), Вы не узнаете ни из одного технического описания цифрокамеры. Эта недоговорённость распространяется и на H3DII-50.
На соответствующий вопрос, обращённый к г. Дэвиду Груверу, присутствующие услышали невнятный ответ:- «что-то около 12-13EV , этого Вам вполне должно хватить».
рис 9. Объективы серий HC и HCD, которые используются с камерами H3DII
По физическому смыслу и количественному выражению эта характеристика близка фотографической широте фотоматериалов. Однако есть существенное отличие. Под фотографической широтой понимается не весь диапазон яркостей объекта, который пленка может хоть как-то воспроизвести, а только тот, который она может воспроизвести правильно, то есть линейно. Из определения динамического диапазона CCD матрицы следует, что он учитывает весь диапазон яркостей объекта, в том числе и уровни, близкие по амплитуде к уровню шума. Естественно, что для получения качественных снимков должен быть использован более узкий (линейный) диапазон яркостей объекта. Вследствие этого сравнивать динамический диапазон матрицы и фотографическую широту пленки не корректно, он значительно уже. Именно поэтому изготовители цифры стараются обходить этот параметр.
рис 10. Hasselblad H3DII-50 садаптером HTS 1.5
Некоторые камеры высокого класса имеют функцию «подвижности» матрицы. Это громко сказано. Смещение чувствительного элемента осуществляется прецизионным пьезо-механизмом ровно на один пиксель в различных, строго определённых алгоритмом направлениях. В каждой новой позиции матрицы делается снимок. Называется эта функция Multi-Shot, а модификации камер, которые ею оснащаются, имеют аббревиатуру MS (H3DII-39 MS, H3DII-50 MS). Это вовсе не та функция мультиэкспонирования, к которой мы привыкли, пользуясь плёнкой.
Четыре (или более) наложенные экспозиции (всё это происходит при однократном спуске затвора), со смещением каждого из каналов на один пиксель, позволяют получить стабильную картинку с оптимальной цветопередачей и резкостью (рис. 6). Любая из камер MS в свою очередь может быть переключена в режим Single Shot, т. е. работать в привычном режиме. В поддержку последним моделям H3DII Хассель предлагает новое программное обеспечение Phocus, самое могучее средство обработки изображения - от объектива до ноутбука, пришедшее на смену ранней версии Flexcolor.
рис 11. Трансформации камерысадаптером HTS 1.5
Помимо более плотной адаптации с системой МАС, Phocus обладает несравненно более мощными рычагами управления изображением, нежели Flexcolor. Складывается такое впечатление, что по функциональной оснащённости Фокус вполне может соперничать с Фотошопом. Удобство состоит в том, что неизбежные оптические аберрации: хроматизм, виньетирование и дисторсию, Вы можете скорректировать перед съёмкой, сократив время латания готового «кривого» файла в Фотошопе. Делается это достаточно просто, если эти аберрации хорошо просматриваются на дисплее. Новый, очень эффективный фильтр для устранения муара действует непосредственно в RAW. Фокус взял на себя функции дистанционного управления камерой и GPS - поддержку, при использовании соответствующей приставки (рис. 7). С помощью Google Earth Вы сможете получить не только координаты конкретного места съёмки, но и его спутниковое фото.
рис 12. Адаптер Hasselblad HTS 1.5
Камера абсолютно бесшумна, поскольку не содержит вентилятора, охлаждающего матрицу. Больше того, задник не обременяют радиаторные рёбра, без которых не обходились первые цифровые съёмные бэки Hasselblad Ixpress для Н1 (рис. 8).
Надо отметить, что многие ведущие производители высококлассных цифровых задников, например Sinar (Sinarback 54M), чтобы облегчить температурный режим и тем самым сохранить качество изображений, не только удаляют из задника все несущественные компоненты, которые могли бы генерировать нежелательное тепло, но даже и монитор. Конечно, камера лишается при этом автономии и постоянно привязана к компьютеру. Трудно себе представить, как, всё-таки, без видимого эффективного охлаждения удалось обуздать шумы, неизбежно сопутствующие разогреву матрицы. Шведские спецы объяснили этот феномен использованием материала корпуса особой «векторной» теплопроводности и чрезвычайно точной подгонкой съёмного узла задника, который эффективно передаёт своё тепло корпусу камеры. Действительно, после продолжительной работы, задник камеры оставался чуть тёплым.
рис 13. Дисплей транслирует количественные величины параметров трансформации
Все упомянутые камеры дают доступ к особой, постоянно растущей линейке автофокусных объективов серии HC и HCD со встроенными фокусировочными моторами, спроектированными специально для системыHasselblad H (рис.18). Оптика оборудована высокоточными центральными электронными затворами и возможностью мгновенного перехода в мануальный режим. Как мы уже говорили, вопреки давно сложившейся традиции, оптика этих серий разрабатывается не легендарным Цейсом, а компанией Fuji Photo Film. Сегодня таких объективов насчитывается больше десятка в диапазоне фокусных расстояний от 28 до 300мм. Среди них есть два зума и телеконвертер HC 1.7X (рис. 9). Кроме того, на камерах системы Hasselblad H3DII , с помощью адаптера CF можно использовать все неавтофокусные объективы C-типа от классических аппаратов «V» - серии (500, 501, 503 и т.д.)
рис 14. Набор оптических приборов, которые могут сочетаться с tilt – shift адаптером Hasselblad HTS 1.5
Революционный tilt – shift адаптер Hasselblad HTS 1.5.
Впервые эту штуку показали на Фотокине 2008 (рис. 10). Весьма любопытно было покрутить её в руках не семинаре в Академии. Прибор действительно уникален. Все трансформации камеры (рис. 11), можно отслеживать мгновенно, наблюдая за изменением ГРИП, или перспективы. Причём всё это можно оценивать не только качественно, но и количественно, поскольку параметры установок отслеживаются не только лимбами установочных барабанов (рис. 12), но и фиксируются на дисплее камеры (рис. 13). Адаптер HTS 1.5 совместим со всеми аппаратами системы Hasselblad H.
рис 15. Оптические формулы всех систем при взаимодействии с адаптером Hasselblad HTS 1.5 (линзы, закрашенные чёрным, принадлежат адаптеру).
Но самое интересное состоит в том, что этот сказочный прибор можно использовать с целым рядом разнофокусных объективов и удлинительных колец (рис. 14). Поскольку сам адаптер Hasselblad HTS 1.5 имеет сложную оптическую формулу (6 элементов в 3-х группах) (рис. 15), результирующая картина его использования с любым объективом в корне меняет параметры системы.Со всеми другими объективами НС и HCD и адаптером CF прибор HTS 1.5 не совместим. Фокусировка при его использовании только ручная. Ожидаемая цена этого оптико-механического чуда (адаптера HTS 1.5) 170.000р.
Борис Бакст