Hasselblad. Начало пути
В былые времена одно только упоминание этого названия всегда вызывало у меня трепет, знакомый, наверное, многим фотографам. Представлялось что-то волшебное и очень совершенное. В СССР «Хассель» был практически недоступен даже для профи. Достаточно мощный в своё время советский фотопром также не оставался равнодушным к этому великолепному явлению, пытаясь время от времени ваять неуклюжие суррогаты Хасселей, начиная от «Салюта» и кончая «Киевом 90», который, правда, так и остался выставочным экспонатом, до конвейера он не добрался.
Hasselblad Company
Сегодня Hasselblad - крупнейшая в мире компания, производящая наиболее совершенные среднеформатные фотокамеры. Это по-настоящему профессиональные аппараты, разработанные с расчетом на неограниченные потенциальные возможности получения изображения наилучшего качества. Благодаря широкому выбору моделей камер и сменных принадлежностей, вы можете легко собрать именно ту систему, которая наилучшим образом отвечает вашим требованиям и стилю работы. При комплектации фотокамеры система Hasselblad никогда не поставит Вас в тупик.
Уникальная совместимость любых комплектующих и аксессуаров устраняет все проблемы стыковки фото принадлежностей разных лет выпуска. Новые модели прекрасно адаптируются с существующими аксессуарами, что позволяет поддерживать камеру на самом современном уровне, позволяя работать в классическом или цифровом режимах.
рис 1. Главный офис компании находится в Гётеборге.
Главный офис компании находится в Гётеборге (Швеция) (рис. 1), ещё с тех пор (1941 г.), когда его заложил там Виктор Хассельблад, открыв предприятие для проектирования и производства аэрофотокамер для шведских ВВС и других армейских нужд. Со временем скромный цех, с несколькими десятками сотрудников превратился в мощную фотокомпанию, производящую продукцию только элитного класса, с полутысячным штатом сотрудников. Аппаратура Хасселя невероятно популярна во всём мире. Более 95 % продукции компании уходит из Швеции на экспорт.
Большая часть производства сосредоточена в Гётеборге, причем занимается оно лишь корпусами камер. Хассель весьма ревностно относится к выбору партнёров по комплектации своей аппаратуры оптикой. Недаром для этих целей с начала 50-х годов он связал себя узами с немецкой компанией Carl Zeiss. Сегодняшний поставщик оптики для моделей цифрового класса (объективы серии HC для системы Hasselblad H), не менее славная японская компания Fuji Photo Film. Партнёром в деле производства высококлассных карусельных слайдпроекторов 6х6 PCP80 (рис. 2) выбрана старейшая немецкая фирма Zettwerke. Hasselblad был среди первых компаний, которые приняли участие в процессе внедрения цифровых технологий в средний формат. рис 2. Карусельный слайдпроектор 6х6 мм PCP80.
Основные вехи истории Хасельблада
1841 г. В Гётеборге , Швеция создаётся оптовая торговая фирма F.W. Hasselblad & Co.
1887 г. В пределах F.W. Hasselblad складывается фотографическое подразделение.
1908 г. Фотоподразделение Hasselblad Fotografiska AB окончательно сформировано. Оно становится монопольным шведским дистрибутором для продукции Eastman Kodak Co.
1937 г. Виктор Хассельблад открывает собственный магазин, торгующий фото и лабораторным оборудованием.
1941 г. Создаётся новая фотокомпания Ross Incorporated (другие источники утверждают, что она уже в те годы имела и другое название: Victor Hasselblad AB), которая начинает производство аэрофотокамер для шведских ВВС.
1942 г. Виктор Хассельблад и его жена Эрна становится владельцами контрольного пакета акций компании семейства F.W. Hasselblad.
1948 г. На пресс-конференции в Нью-Йорке представлена первая гражданская фотокамера Hasselblad 1600F.
1949 г. Начало серийного производства Hasselblad 1600F.
1952 г. За моделью 1600F следуют новая разработка 1000F.
1954 г. Hasselblad выпускает суперширокоугольную камеру (SW) с объективом Zeiss Biogon 38 мм.
1957 г. Выход в свет Hasselblad 500C, разработанного для объективов Carl Zeiss c центральным затвором.
1962 г. НАСА выбирают камеры Hasselblad для своих космических программ.
1965 г. Представлен первый моторизированный Hasselblad 500EL.
1968 г. Виктор Хассельблад продает контракт шведского дистрибутора - монополиста продукции Eastman Kodak Co.
1969 г. Публикация шокирующей фотографии первого человека Нейла Армстронга на луне, сделанной Хасселем.
1976 г. Шведская инвестиционная компания Safvean AB, покупает Victor Hasselblad AB.
1977 г. Представлена новая камера 2000FC, вооружённая фокальным шторным затвором.
1978 г. Кончина Виктора Хассельблада.
1982 г. Выпуск карусельного слайдпроектора 6х6 PCP80.
1984 г. Шведская компания Incentive AB приобретает 58 % акций компании Victor Hasselblad AB.
1985 г. Victor Hasselblad AB открывает филиал Hasselblad Electronic Imaging AB для конструирования, производства и маркетинга камер, использующих цифровые технологии.
1991 г. Рождение первой модели камеры серии 200, оборудованной уникальной экспонометрией.
1991 г. Шведская компания Incentive AB приобретает 100 % акций Victor Hasselblad AB.
1994 г. Начало серийного выпуска сразу нескольких новых моделей камер с центральным и шторным затворами: Hasselblad 201F, 203F, 553ELX и т. д.
1996 г. Владельцы Hasselblad начинают расползаться по Европе. 100 % его акций теперь делят компании UBS Capital B.V. (Голландия) и CINVen (Великобритания) и Incentive AB (Швеция).
2002 г. Компания показала на Фотокине 2002 свой первый цифровой автофокусный Hasselblad H1, невиданного до того формата 645, созданный в сотрудничестве с японцами из Fuji Photo Film.
2004 г. Рождение новой модификация цифровых автофокусный камер Hasselblad H2.
2006 г. На выставке Photokina 2006 компания выставила очередную версию цифровой камеры Hasselblad H3 (рис. 3) .
рис 3. На Photokina 2006 компания выставила версию цифровой камеры Hasselblad H3
Более полутора сотен лет назад, в 1841 г, в портовом городе Gothenborg в западной Швеции, семейство Хассельблада основало свою первую торговую компанию F.W. Hasselblad & Co., которая вскоре стала одной из самых преуспевающих шведских торговых фирм.
Когда Арвид Виктор Хассельблад, сын основателя компании, будучи энергичным фотографом - любителем, решил создать внутри торговой компании F.W. Hasselblad & Co. фотографическое подразделение, он не очень рассчитывал заработать на этом большие деньги, во всяком случае риск был на уровне самоокупаемости проекта. Арвид Виктор скоро убедился в правильности своей идеи и был окрылён неожиданной потенциальной рентабельностью такого фотографического подразделения. Вскоре фотографический отдел стал доминирующей частью F.W. Hasselblad & Co. Арвид Виктор не мог даже предположить, что его первые пробные шаги в области фотографической деятельности в конечном счете станут лидирующими.
Встретившись в Англии с Джорджем Истменом, основателем компании Eastman Kodak, Арвид Виктор, заключил с ним соглашение о монопольном распространении продукции Kodak в Швеции. Это партнёрство будет длиться в течение почти 80 лет. Продукцию Eastman Kodak Хассельблад начал импортировать с 1888 г.
Постоянно растущая популярность фотографии вызывала увеличивающийся спрос на фотоаппараты и фотопринадлежности. Фотографическое подразделение компании росло настолько быстро, что в 1908 г. семейство основало отдельную фирму, чтобы было легче справляться с увеличивающимся бизнесом. Её назвали Hasselblad Fotografiska AB.
Фотодело достойно продолжил внук основателя компании Карл Эрик Хассельблад. Сын Карла Эрика, Виктор, родился в 1906 г. Он то и стал впоследствии главой известной нам, самой авторитетной компании производящей среднеформатные камеры только высшего класса. Уже с детства Виктор был страстным фотолюбителем и постоянно участвовал в фотовыставках. Другим его увлечением были птицы. Причём это его второе увлечение было настолько основательным, что в 1935 г. он издаёт книгу «Миграции перелётных птиц» (рис. 4).
рис 4. Книга Виктора Хассельблада «Миграции перелётных птиц».
Интересы Виктора (рис. 5) были разносторонни. Его занимал не только результат съёмки, но и технология его создания. Записные книжки Виктора тех лет пестрили множеством замечаний относительно несовершенства съёмочной камеры и идеями по её улучшению. Видя интерес юноши к делу, близкому к семейному бизнесу, Карл Эрик посылает сына Виктора в Германию, в Дрезден для изучения основ фотопроектирования, фотопроизводства и овладения основами оптики. Дрезден в те времена был европейским центром фотопромышленности. Несколько следующих лет, после Дрездена, Виктор Хассельблад, продолжая образование, путешествует по миру, изучая фотопромышленность сначала Франции, затем США. Он был не просто экскурсантом, Виктор погружался в гущу производства самых передовых изготовителей фотокамер и оптики. В Рочестере, Нью-Йорке Джордж Истмен взял над Виктором личное шефство, посвящая его в секреты Кодака, и знакомя молодого конструктора с самыми выдающимися американскими фотопроизводителями.
После окончания американских «университетов» Виктор Хассельблад возвращается в Гётеборг.
Рис. 5. Виктор Хассельблад, начало 40-х.
рис 6. Виктор Хассельблад, весной 1940 г.
Весной 1940 г, шведское правительство обратилось к тридцатичетырехлетнему Виктору Хассельбладу (рис. 6) с просьбой о создании для шведских ВВС копии одной из немецких фотокамер для авиационной перспективной фотографии (не путать с плановой аэрофотосъёмкой, при которой плоскость фотоматериала перпендикулярна оптической оси и параллельна поверхности земли). Легенда гласит, что ответ Виктора был таков: «я могу сделать лучше». В апреле того же года он уже налаживал своё производство под крышей авторемонтного цеха в центре Гётеборга. Так начиналось проектирование и производство первой фотокамеры, названной впоследствии HK 7.
рис 7. Серийный образец HK 7.
К 1941 г. его экспериментальное производство превратилось в небольшую отдельную компанию, названную «Ross Incorporated» со штатом 20 человек и стало выдавать серийные образцы HK 7 (рис. 7). В камере использовалась рулонная плёнка шириной 80 мм. Съёмного магазина не было. Формат кадрового окна - 7x9 см. HK 7 могла комплектоваться одним их 3-х взаимозаменяемых объективов: Zeiss Biotessar 13.5 cm f/2.8; Meyer Tele-Megor 25 cm f/5.5; или Schneider Tele-Xenar 24 cm f/4.5. Все объективы были в оправах центральных затворов собственного производства «Ross Incorporated».
рис 8. В интервале 1941-45 г. военным было передано 342 единицы боевых аппаратов разных типов.
В конце 1941 г. Виктор Хассельблад принимает очередной заказ от ВВС на создание нового варианта аэрофотокамеры большого формата 12х12 см. с конструктивными элементами для крепления аппарата в самолёте.
Командование ВВС горячо одобрило безотказные конструкции Ross Incorporated (Виктора Хассельблада) HK 7 и её преемника SKa4, имеющего несколько характерных особенностей, которые окажутся очень важными для послевоенного производства Хассельблада. Одна из них – взаимозаменяемые магазины. После SKa4 было создано ещё несколько армейских конструкций SKA 4a (12х12 см) ; MK 80 (7х12 см); SKa 5 (18х24 см), которые наверняка заслуживают специального рассмотрения, но несколько уводят нас от выбранного направления. В одной из статей мы обязательно объединим и подробно рассмотрим все армейские камеры «Ross» Виктора Хассельблада. В 1942 г. скончался Карл Эрик Хассельблад. Виктор покупает большую часть акций компании семейства, F.W. Hasselblad. Производство камер для шведских военных шло непрерывным потоком. В интервале 1941-45 г. военным было передано 342 единицы боевых аппаратов разных типов (рис. 08) . Не смотря на узконаправленную ориентацию своей продукции в течение всех военных лет Виктор Хассельблад не перестаёт мечтать о проекте высококлассной камеры общего применения, которая должна была впитать все лучшие наработки военной поры (рис. 9).
рис 9. Рисунок прототипа первой послевоенной камеры.
Трансформация логотипа
Впервые логотип, с крылатой литерой «V» (рис. 10) появился на буклетах и некоторых изделиях Хассельблада в конце 40-х. С 1952 г. продукцию и документацию Хасселя стал сопровождать другой его вид (рис. 11). Сегодня фирменный знак на всех видах продуктов фирмы выглядит так, каким вы его видите в заголовке нашего рассказа.
рис 10. Первый логотип компании.
рис 11. Логотип 50-х.
Hasselblad 1600F
Сразу после окончания войны Виктор Хассельблад сосредотачивает все усилия на воплощении своей мечты, которая уже через пару лет превращается в реальность. Рождается прототип необычной профессиональной SLR-камеры среднего формата 6х6 см. (рис. 9). Прототип готовился с использованием сменных объективов Kodak Ektar 55мм f/6.3 и Kodak Ektar 254 мм f/5.6. 6 октября 1948 г. Виктор Хассельблад обнародовал свою весьма неожиданную камеру на пресс-конференции в Нью-Йорке перед большой группой заинтересованных дилеров и журналистов. Кёльнская Photokina, где можно было бы широко анонсировать аппарат, тогда ещё не существовала, впервые она состоялась в 1950 г. Аппарат, названный Hasselblad 1600F (1600 – максимальная скорость шторного затвора, F – фокальный затвор) начинает изготовляться серийно в 1949 г. (рис. 12, 13).
рис 12. Первый рекламный буклет Hasselblad 1600F.
Камера была уникальна. Это справедливо утверждать даже с сегодняшних позиций. Во-первых поражала невиданная максимальная скорость шторного затвора: 1/1600 сек. На камерах среднего формата это не удавалось сделать никому, кроме Хассельблада! Затвор был изготовлен из тонкой нержавеющей стали, которая была легка и достаточно прочна, чтобы выдержать высокие нагрузки при работе столь скоростного затвора.
Но это не самое главное. Революционной была модульная конструкция камеры, из которой, при наличии соответствующих аксессуаров (рис. 14), Вы могли очень быстро слепить любую нужную в данный момент конфигурацию. Аппарат комплектовался сменными объективами, видоискателями и магазинами. Для серийной камеры использовались объективы Kodak Ektar 80 ммf/2.8 и Kodak Ektar 135 мм f/3.5.
рис 13. Hasselblad 1600F.
Однако в процессе полевой эксплуатации первых образцов аппарат 1600F стал выявлять множество своих технологических и конструктивных несовершенств. В первую очередь это касалось малого запаса прочности его затвора и некоторых второстепенных конструктивных узлов. Создание совершенно нового типа изделия никогда не обходится без ловушек, в этом смысле камера 1600F не была исключением.Другой причиной была неопытность его проектировщиков, изготовителей и сборщиков. Этот контингент Виктор Хассельблад набирал из среды инженеров – механиков и часовщиков, стремления которых были сосредоточены на прецизионности исполнения всей начинки, о её прочности порой забывали.
рис 14. Hasselblad 1600F в окружении части своих аксессуаров.
Хассельблад с первых же дней наладил тесную связь со своими сервисными службами, которые сообщали ему обо всех характерных неисправностях. Производство мгновенно реагировало на жалобы фотографов, реконструируя те или иные узлы. Т. е. совершенствование аппарата шло непрерывно в течение всего периода его изготовления (1949 – 1953 г.). Некоторые ранние (не модифицированные) образцы, к гордости фирмы, выжили и проработали ещё долгие годы. Объясняется это теми же причинами – неоднозначностью профессиональных навыков участников рождающегося производства.
Овладев новыми технологиями, набравшись производственного опыта и объединив все конструктивные наработки за период изготовления 1600F, Виктор Хассельблад решает остановить производство своего первенца и перейти к выпуску другой модели - аппарату Hasselblad 1000F (1953-1957). Решение это родилось не вдруг. Конструкторская группа трудилась над проектом нового изделия уже несколько лет.
Hasselblad 1000F
1000F (1000 – максимальная скорость шторного затвора, F – фокальный затвор). В камеру заложен достаточно мощный конструктивный потенциал. Его внутренности - уже не те легковесные «часовые механизмы», которыми начинялся 1600F, хотя своей прецизионности они не утратили. Снижение максимальной скорости переделанного шторного затвора увеличило время его наработки на отказ во много раз. Авторы полевого тестаHasselblad 1000F (рис. 15) из американского журнала «Modern Photography» (1952 г.) сообщили о захватывающих результатах. Отсняв подряд 500 роликов плёнки (тип 120), они не встретили ни одного отказа со стороны камеры, причём такой тест они проводили дважды.Hasselblad 1000F имел множество новых улучшенных особенностей, по сравнению с предшественником. Поменялась и его оптика. Теперь поставщиком объективов был выбран Carl Zeiss,Oberkochen (не путать сCarl Zeiss,Jena). К нему предлагалась линейка объективов: Carl Zeiss Distagon 60 mm f/5.6,Tessar 80mm f/2.8,Sonnar 135 mm f/3.5, Sonnar 250 mm f/4.0 и Sonnar 250 mm f/5.6.
рис 15. Hasselblad 1000F.
К концу периода производства 1000F (1952 - 1957 г.) к поставщикам оптики подключилась английская оптическая компания Cook and Perkins со своим телеобъективом Dallmeyer 508 mm f/5.6. Однако англичанин обладал световым пятном недостаточного диаметра для формата 6х6 мм, поэтому его приходилось использовать на малых отверстиях, чтобы хоть немного сгладить виньетирование. Сегодня камеры Hasselblad 1000F, и особенно 1600F, чрезвычайно редки на вторичном рынке, а если уж и попадаются, то как правило в нерабочем состоянии из-за возраста или истерзанности, отсутствия запасных частей и квалифицированных ремонтников.Почти все аппараты имеют коррозию или потёртости хромовой отделки. Объективы той поры, как правило, страдают от задиров, грибка и разъюстировки.Именно поэтому аппараты, которые Вы можете встретить в хорошем состоянии, могут иметь сильно завышенные цены. Однако полностью восстановленные Хассели 1000F или 1600F - превосходные фотографические инструменты, могущие доставлять Вам радость ещё многие годы.